О ПРОЕКТЕ >>>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
тв-виртуальный журнал для путешественников "бон вояж"
| маркетинг




  МАРКЕТИНГ




ПРОГНОЗЫ "БОН ВОЯЖ" НА 2001 ГОД


Как говорят: "Прогнозы - дело неблагодарное". Тем не менее, проект "Бон Вояж" попробует это сделать, прекрасно понимая, что сколько людей - столько и мнений. Представленная ниже информация основана в основном на анализе качественных характеристик российкого рынка туристического бизнеса с учетом динамики их изменений за последние 7 лет.

Данный прогноз был сделан в конце 2000 года и конечно даже не мог предположить кризиса после трагических событий в Америке 11 сентября 2001 года, войны в Афганистане и последствий этого. Тем не менее, все позиции прогноза были оставлены без изменений. (Примечание 2001 г.).


В качестве прогноза на туристический летний сезон 2001 года можно предположить:

1) Дальнейшее увеличение количества отдыхающих на российском черноморском побережье Кавказа (Сочи) ввиду некоторого улучшения экономической ситуации в наиболее развитых регионах России и макроэкономической политики российского правительства, в т.ч манитарной по сдерживанию укрепления рубля (что выгодно для экспорта и придерживает спрос на импорт, в т.ч. и на туристические услуги за рубежом),

2) Некоторое восстановление позиций курортов Украины (Крым), Испании и Чехии. Две последних страны уже заявили о неотложных мерах по исправлению ситуации с российскими туристами).

3) Спад поездок в Израиль по известным причинам.

4) Изменение коньюктуры рынка в лучшую сторону для россиян в Египте, Тунисе (даже возможно в Турции), ОАЭ и других арабских странах в виду Ближневосточного кризиса 2000 г. и вероятного спада туров из Западной Европы и США. Это особенно актуально по причине того, что большинство западных туристов готовят свою поездку минимум за пол-года. В отличие от них, психология российского туриста иная и остается прежней - принимать решение в последний момент.
Поэтому, перед началом и во время летнего туристического сезона 2001 года можно предположить значительные рекламные кампании стран Египет и Турция.
По информации от национального представительства Греции, 1999 год показал, что конфликты в Албании и Югославии значительно влияют на сегмент потребительского рынка туристических услуг. Прослеживалось значительное снижение туристов из Великобритании и особенно из США, для которых Балканы и Греция являются одним и тем же.
В 2001 году можно только надеяться, что ужесточение визовых мер Греции и принципиальный отказ от рекламы Греции, как туристического направления в России будут компенсированы перераспределением туристического рынка для туристов из западноевропейских стран и США в сторону Греции за счет Израиля, Египта и других арабских стран средиземноморья и Ближнего Востока.
По итогам переговоров автора разработки в представительстве Египта можно заключить, что как дополнение к основному осенне-зимне-летнему сезонам на курортах Красного моря (Хургада, Шари-эш-Шейх и т.п.) планируется развитие средиземноморских курортов. Это может также стать альтернативой туров для россиян на средиземноморское побережье Израиля ввиду схожести климатических условий.

5) Также возможно перераспределение потока туристов из Западной Европы и США в близлежащие средиземноморские страны с аналогичным уровнем сервиса и с приемлемыми ценами:
Мальта (вероятные причины: безопасность, английский язык, сервис),
Греческий Кипр (вероятные причины: греческий колорит),
южная Италия (безопасность, климат, сервис),
Словения и, возможно, Хорватия (цены, климат, пляжи).

6) Для российского массового туризма возможно предположить некоторое смещение предпочтений:
Греческая часть Кипра - как альтернатива Греции (проблемы получения визы),
Турция - как светская альтернатива Египту (все-таки безопасность в условиях последних проявлений исламского экстремизма). Впрочем, здесь многое будет определять сиюминутная ситуация (политическая, военная, землетрясения и т.п.) на момент принятия решений перед и во время туристического сезона.
Испания (Средиземноморье) - альтернатива южной Италии и наоборот в случае принятия решений, затрудняющих поездки российских туристов в эти страны.
Словения и Хорватия (забытые старые направления) - как альтернатива Италии (из-за проблем получения виз + доступные для россиян цены).

7) В случае сохранения высоких цен на нефть на мировых рынках следует ожидать некоторое увеличение цен на экскурсионные туры, автотуризм и авиабилеты, особенно для дальних направлений (без исключения это касается и российских авиакомпаний). Данный факт безусловно может в какой-то степени отразиться на вторичном рынке - турбизнесе.
Впрочем, некоторое увеличение расценок на туры класса VIP не коим образом не отразятся на компаниях, специализирующихся в организации отдыха подобного класса.

8) В качестве долговременного прогноза на десятилетие (с учетом оптимистических оценок развития российской экономики) можно рискнуть предположить постепенное перераспределение туров класса VIP в восточном (не арабском) направлении (Китай, Индия, Япония, Корея, Непал, Таиланд, Сингапур, Япония, Филиппины) с организацией экзотических маршрутов путешествий.

Этому в немалой степени будет способствовать популяризация Корей и Японии, как стран проведения Чемпионата мира по футболу 2002 г. и Олимпиада в Пекине в 2008 г.
Следует также обратить внимание на выпуск значительного количества культовых фильмов на тему экзотики Востока. Сореди последних лент можно выделить фильм "Пляж". (Примечание 2001 г.).

В большинстве стран (за исключением Японии и Сингапура) гораздо более значительные расходы для туриста на дорогу из европейской части России реально компенсируются вполне приемлемым уровнем цен.
Подобное заключение возможно сделать уже сейчас, экстраполировав динамику увеличения количества и качества (уровни туров) предложений VIP туров в этом направлении за период после 1998 года. Если ранее все начиналось с поездки в одно место отдыха (как правило, это отель на побережье), то теперь все чаще предлагаются программы специальных маршрутов и настоящих путешествий.
Стремление к экзотике уже всегда проявляется при первых признаках благополучия, и насытиться этим весьма трудно. Это можно образно назвать, как "Взгляд на Восток".


© 2000. "БОН ВОЯЖ", Андрей Самойлюк.

 




ПРОГНОЗЫ "БОН ВОЯЖ" НА 2002 ГОД


Теперь всю современную историю условно можно разделить до и после 11 сентября. Соответственно, как развитие эконимик ведущих стрн мира, так и развитие туристического бизнеса в мире напрямую связано с динамикой кризисных событий в мире.
Итак, кризис коснулся прежде всего авиаперевозок. Жители Америки и Европы теперь боятся летать. Снижение спроса привело в банкротстве ряда крупнейших авиакомпаний. Уменьшение полетов привело к резкому снижению цен на нефть, что безусловно является определяющим фактором на сегодня для российской экономики.
Кризис авиаперевозок способствовал снижению цен на авиабилеты. Однако сила шока от терактов 11 сентября настолько пока силен, что не может активно повлиять на положительные изменения в спросе и самолеты до сих пор летают полупустыми. При этом, многие авиакомпании работают даже себе в убыток. Здесь можно предположить очевидные явления. Это сокращение персонала авиакомпаний и их слияние, что приведет к значитыльному их сокращению.

В 2002 году можно предположить очень постепенный возврат пассажиров авиакомпаний и аналогичное восстановление прежней ценовой политики. Причем, восстановление будет более быстрым на тех направлениях перевозок и у тех авиакомпаний, где система безопасности станет наиболее эффективной. Первенство восстановления пассажиропотоков скорее всего бодет принадлежать направлению "Америка - Европа" (скорее всего, западное побережье США - Великобритания). Приоритет в восстановлении пассажиропотоков безусловно принадлежит так называемым "безальтернативным" направлениям. Это рейсы дальних, в основном трансатлантических, маршрутов. Можно предположить, что даже нарочито более жесткое отношение к проверке пассажиров, что неминуемо создает определенные неудобства для путешественника, могут способствовать значительно быстрому возвращению пассажиров. Это правда напрямую зависит от развития событий в мире. Первым экзаменом для транспотников станет зимняя Олимпиада в США, далее Чемпионат мира по футболу в Корее и Японии. Благополучное осуществление авиаперевозок станет хорошим стимулом к ускорению преодоления транспортного кризиса. Однако, очередной новый терракт на авиатранспорте, новая бактериологическая атака в аэропорту или крупная авиакатастрофа может отбросить тенденции нормализации назад.
Проводящаяся в Афранистане военная акция имеет тенденцию стать затянутой на несколько лет. При этом сохраняется опасность прихода к власти экстремальных исламистов в соседнем Пакистане. Тогда США просто вынуждены будут вмешаться, что приведет к глобализации конфликта с исламским миром. При этом, терроризм (в том числе и на транспорте) может стать тотальным. Это может привести бизнес перевозок к состоянию полной стогнации и, соответственно к кризису международного туризма. Подобное развитие событий также очевидно при расширении военных действий на другие арабские страны (Ирак, Йемен, Сомали, Судан, Ливия), что приведет к расколу в исламском мире.

Итак, в сложившейся ситуации, когда налицо спад американского и европейского туризма, возможны некоторые выгоды для российских туристов, влияние на которых известных событий (вследствие их отдаленности и менталитета россиян). Следует предположить в 2002 году снижение цен на авиабилеты и отели. Особенно это проявится в странах Европы, популярных у американских туристов, в Турции, популярной у отдыхающих из Германии.
Налицо прерраспределение рынка туристических услуг в сторону "ближнего" туризма - в места, куда можно доехать на атомобиле, автобусе или поезде. Круизные морские и речные туры в странах Запада остаются под вопросом, т.к. большое скопление людей опять же превносит определенные беспокойства по поводу безопасности.
Можно предположить, что перераспределение туристического рынка может повлечь некоторое увеличение цен и транспортных (не авиационных) тарифов по причине увеличения спроса.
Совсем незначительно, но все-таки часть клиентов типовых туров перейдет в класс V.I.P. В плане авиаперевозок могут быть более востребованы полеты на малых самолетах бизнес-класса.
Следует отметить неименную стабильность потока туристов в экзотические "райские" места (Сейшелы, Маврикий и т.п.) ввиду их территориальной обособленности от мест развития событий. Также, налицо тенденция значительного уменьшения туров в арабские страны и страны, граничащие с последними, а также в страны "третьего мира", например, в африканские страны по причине менее развитых систем безопасности в аэропортах, прохрачности границ и т.п.

Подведем итог, в прогнозах на 2002 год более присутствовал политических анализ происходящих событий. Международный туристический рынок практически стал заложником сложившейся ситуации. Для туристического бизнеса в России открываются некоторые возможности для занятия временно освободившихся ниш на мировом рынке туризма, что в сочетании с более выгодной ценовой политикой на направлениях массовых мыждународных туров (Египет, Турция, Тунис, Хорватия).
Следует предположить также ужесточение визовых режимов для въезда в США, Канаде и странах Европы (особенно в страны Шенгеской зоны). Это в некоторой степени может перераспределить туристические потоки россиян в страны "с меньшими неудобствами" для въезда. К таковым модно отнести Болгарию, Турцию, Египет, островные Кипр и Мальту.
Также следует предположить значительный рост "внутреннего" и ближнего туризма. На курортах Сочи и Крыма в 2002 году может быть аншлаг. При этом, цены на значительную часть туристических услуг могут достичь мировых.
Принимающий туризм для России также имеет неплохие перспективы. Особенно это может быть явным при переключении внимания от проблемы Чечни на более яркие международные информационные поводы, при переходе конфликта на Северном Кавказе в стадию вялотекущего урегулирования. Несомненно, что на это сильно влияет имидж президента Путина на международной арене в переводе при оценке России в разряд от "безопасных", толерантных и предсказуемых и далее до дружественных.
И наконец, наименее пострадает от кризисных тенденций туризм как в мире, так и в России - эксклюзивный уровня V.I.P. Как собственно и произошло после политического кризиса в России 1993 года, экономического в 1998 году.
И опять же, любой террористический акт (особенно на курортах) однозначно занесет на несколько лет как минимум регион, а то и всю страну в "ченый список" стран, опасных для пребывания туристов.


© 7/11/2001. "БОН ВОЯЖ", Андрей Самойлюк.



 © 2003 "бон вояж"